top of page

Андрей Нечаев: «Собчак – единственный кандидат, кто говорит, что Путин – диктатор»


Фото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

Лидер «Гражданской инициативы» о «странной логике» Навального, легитимности выборов и разговорах о «кремлевском проекте»

«Ксения Собчак с учетом ее медийных возможностей сможет лучше всех донести нашу позицию до избирателей», — объясняет бывший министр экономики России Андрей Нечаев решение своей партии выдвинуть на президентских выборах кандидатуру Ксении Собчак. О том, что Собчак уведомила Владимира Путина о намерении участвовать в выборах, но не согласовывала свой шаг с Кремлем, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online». «КСЕНИЯ СОБЧАК В СИЛУ СТАРОГО ЗНАКОМСТВА УВЕДОМИЛА ВЛАДИМИРА ПУТИНА О СВОЕМ ЖЕЛАНИИ БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ»

– Почему ваша партия «Гражданская инициатива» выдвигает на президентских выборах именно Ксению Собчак?

– Во-первых, это была ее просьба – выдвинуть кандидатуру от нашей партии. Во-вторых, мне как лидеру «Гражданской инициативы» кажется, что именно Ксения Собчак с учетом ее медийных возможностей сможет лучше всех донести нашу позицию до избирателей. Главным условием выдвижения кандидатуры Собчак с нашей стороны было ее согласие солидаризоваться с политической платформой нашей партии, что Ксения Анатольевна и сделала. Поэтому она и будет выступать в роли нашего партийного рупора на предстоящих в марте выборах.

– Ксению Собчак многие считают «кремлевским проектом» и спойлером, призванным мешать единственному кандидату от либеральной оппозиции, который реально ведет избирательную компанию и представляет угрозу для власти, – Алексею Навальному. Что можете ответить на такие обвинения?

– Что касается участия в выборах Алексея Навального, то помешать ему никак нельзя, потому что уже неоднократно было официально заявлено, что его не зарегистрируют в качестве кандидата на этих выборах, хотя наша партия, безусловно, выступает за его регистрацию. С другой стороны, мне особенно важно, с какой позицией в предвыборную кампанию входят кандидаты, какие ценности отстаивают и какие публичные заявления делают. Пока в избирательной кампании Ксении Собчак меня в этом плане ничего не разочаровывает.

– А обвинения в адрес Собчак в том, что она согласовала свое выдвижение с администрацией президента России или даже лично с Владимиром Путиным с целью противодействия Навальному, вас не смущают?

– У меня информации о таких согласованиях нет. Что касается кремлевского проекта, то по этой логике получается, что все, кто участвует в выборах, кремлевские проекты. Ксения Собчак в силу старого знакомства просто уведомила Владимира Путина о своем желании баллотироваться, но она заверила меня, что никаких согласований не было. Вообще же для меня важнее, что публично заявляет поддержанный нами кандидат, какие идеи она доносит до избирателей.

– Насколько я помню, непарламентской партии для выдвижения своего кандидата на президентских выборах необходимо собрать 100 тысяч подписей избирателей. Работа по сбору подписей за выдвижение Собчак уже идет? Какие успехи?

– Мы уже открыли пять региональных избирательных штабов. Сейчас у меня на подписи еще примерно с десяток договоров об аренде помещений под новые региональные штабы. Так что подготовительная работа для сбора подписей уже идет.

– За какой срок вы успеете собрать подписи?

– Мы надеемся сделать это в установленные законом сроки, которые достаточно сжатые: после завершения новогодних каникул и до конца января. «КСЕНИЯ СОБЧАК ВЫБРАЛА НАС, ПОТОМУ ЧТО У «ПАРНАСА» ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ АНТИРЕЙТИНГ»

– Сделает ли легитимными, на ваш взгляд, нынешние президентские выборы возможное участие в них Ксении Собчак? Или вы в любом случае считаете их имитацией демократических процедур?

– Конечно, эти выборы неравные с точки зрения административных и финансовых возможностей кандидатов, а также освещения СМИ их активности. Конечно, выборы несвободные и не соответствуют демократическим образцам. Но конкретно набор кандидатов мало что меняет с точки зрения легитимности выборов. Если есть сомнения в такой легитимности, то это не зависит от набора кандидатов. Я уверен, что в случае регистрации Ксении Собчак конкуренции на выборах будет больше. Это очевидно. – Навальный заявил, что в случае отказа власти регистрировать его в качестве кандидата он призовет своих сторонников и всю либеральную оппозицию бойкотировать выборы. Вы с такой позицией не согласны? – Мне кажется, у Алексея Навального странная логика: если вы меня не зарегистрируете, то я призываю к бойкоту. – Почему странная? Очень понятная и, наверное, политически оправданная логика. – Нет, логика все же странная. Если вы меня зарегистрируете, то я не буду призывать к бойкоту выборов, которые вообще-то считаю нечестными. Получается, что, если меня зарегистрируют, то выборы хорошие, а если нет, то они плохие. Мне кажется, что здесь отсутствует логика. Или ты с самого начала объявляешь выборы нечестными, нелегитимными, неравными и в них не участвуешь, либо, если ты в них пытаешься участвовать, то, значит, признаешь эти выборы легальной процедурой.

– Позиция Навального опирается на тот факт, что он единственный кандидат, который уже давно ведет избирательную кампанию. Ксения Собчак никакой активной политической работы не вела до момента своего заявления об участии в выборах, да и сейчас не слишком активна в плане встреч с избирателями. Вас это не смущает?

– На самом деле у Ксении Собчак уже прошло достаточно большое количество встреч и с избирателями, и с политическими активистами, в том числе от нашей партии. То есть процесс раскрутки кандидата набирает обороты. Я с большим уважением отношусь к тому, что делает Алексей Навальный. Еще раз: я двумя руками за то, чтобы его зарегистрировали в качестве кандидата на этих выборах. Но вот эта логика – если меня регистрируют, то выборы нормальные, а если не регистрируют, то нелегитимные – мне кажется какой-то ущербной.

– Почему партия «Парнас», несмотря на позицию ее лидера Михаила Касьянова, отказалась выдвигать кандидатуру Ксении Собчак?

– Нет, «Парнас» не отказывался выдвигать Ксению Анатольевну. Наоборот, соратники Михаила Касьянова очень хотели видеть Собчак своим кандидатом. – Так что же, это она отказалась и предпочла «Гражданскую инициативу»? – Да, Ксения Собчак выбрала нас, потому что у «Парнаса» очень большой антирейтинг.

«ПОЗИЦИЯ СОБЧАК ПО КРЫМУ НАИБОЛЕЕ ОППОЗИЦИОННАЯ»

– В чем совпадают политические позиции вашей партии и Ксении Собчак, каковы основные положения ее избирательной программы?

– Мы за развитие частной собственности, за свободную рыночную экономику, за то, что государство – слуга граждан, а не их господин, за сменяемость власти, за свободу информации. В целом мы за европейские либеральные ценности.

– На самом деле сейчас нерв политической борьбы в России сводится не к таким теоретическим принципам, а к более простому выбору: ваша партия и ваш кандидат в президенты за политику Путина или против.

– Если мы выдвигаем своего кандидата, значит, мы поддерживаем его, а не действующего президента Российской Федерации и его политику.

– Многие представители оппозиции ставят в вину Ксении Собчак то, что она не критикует Владимира Путина. Не получается так, что она, как и Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов или Григорий Явлинский, просто создает фон для переизбрания действующего президента, реально не конкурируя с ним?

– Это неправда. Достаточно посмотреть записи предвыборных выступлений Ксении Собчак и ее вопроса президенту на его пресс-конференции. Она говорит то, что пока не говорит ни один из потенциальных кандидатов.

– Можете привести конкретные примеры?

– Собчак, например, единственный кандидат, кто говорит, что Владимир Владимирович – диктатор, что это ненормально, когда один человек будет находиться у власти более 20 лет. Еще пример ее заявлений – это то, что присоединением Крыма были нарушены международные обязательства России.

– Можно сказать, что позиция Собчак по Крыму более оппозиционная, чем у того же Навального, который, как известно, не столь категоричен в этом вопросе?

– Безусловно, ее позиция по Крыму наиболее оппозиционная. «ЕСЛИ ВЛАДИМИР ПУТИН СЕЙЧАС ОТДАЕТ ВЛАСТЬ, ТО ОН ОТДАЕТ ЕЕ НАВСЕГДА»

– Для вас выдвижение Владимира Путина в качестве кандидата в президенты стало неожиданностью или вы не сомневались, что это произойдет?

– У меня не было никаких сомнений в том, что Владимир Путин вновь выдвинет свою кандидатуру.

– В чем, на ваш взгляд, причина такого решения президента?

– Причина в особенностях самой личности Путина, его прошлого опыта и характера. Он не склонен доверять людям, в том числе и своим ближайшим сподвижникам. В отличие от прошлой ситуации с Дмитрием Медведевым, если Владимир Путин сейчас отдает власть, то он отдает ее навсегда. Какие бы гарантии безопасности ему ни давали, не факт, что эти гарантии будут исполнены. Выбирая между Кремлем и непонятным будущим бывшего лидера, я думаю, для Владимира Путина выбор однозначен.

– 8 лет строгого режима, к которым приговорен бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев, – это проявление того самого недоверия президента к своему окружению, о котором вы говорили?

– Я думаю, что приговор Улюкаеву – это проявление борьбы властных групп вокруг «трона», которая все более усиливается.

– Если говорить о других рисках для власти, насколько опасна возможная низкая явка на президентских выборах и сможет ли ее увеличить участие в выборах таких неожиданных кандидатов, как Ксения Собчак?

– Мы пока говорим только о потенциальной ситуации. Только когда весь набор зарегистрированных кандидатов станет известен, можно будет прогнозировать явку на президентских выборах в марте. В любом случае чем больше будет разнообразия в списке претендентов на президентский пост, тем больше будет явка.

– На ваш взгляд, на этих выборах еще возможны какие-то сюрпризы, в том числе в персональном плане?

– Уже сейчас достаточно большое количество людей заявляют о том, что они будут выдвигаться. Время еще есть, и сюрпризы возможны.

– Новые антироссийские санкции США смогут повлиять на предвыборный расклад в России?

– Санкции, если и будут введены, то это произойдет в феврале. Только тогда мы узнаем конкретный перечень мер в новом пакете санкций и выясним, насколько они могут быть болезненными. Пока же остается вопрос: затронут ли санкции, например, российский внешний долг? Запрет западным инвесторам покупать российские валютные облигации со стороны властей США создаст серьезные проблемы с финансированием дефицита российского бюджета. Но на предвыборном раскладе новые санкции сказаться не успеют. А вот шумиха вокруг них с учетом эффективности и креативности нашей пропаганды, напротив, может стать фактором повышения популярности Владимира Путина.

– Также, наверное, как и недопуск российской сборной на зимнюю Олимпиаду?

– Здесь ситуация другая. Все-таки Владимир Путин отыграл назад и занял позицию, что мы не будем бойкотировать Игры, спортсменам позволено в личном качестве участвовать в Олимпиаде. Наши власти не пошли в этом случае на жесткую конфронтацию, поэтому предвыборных очков здесь не заработать. В случае же с санкциями пропаганда будет очень активна.

https://www.business-gazeta.ru/article/368222


Избранные посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
bottom of page