top of page

"Экономический рост в России в ближайшее время невозможен"

О том, что Россия прошла дно кризиса, мы слышим регулярно от разных людей. Первым с этим утверждением выступил вице-премьер Игорь Иванович Шувалов еще в апреле 2015 года, заявив, что экономика России прошла дно и сейчас начнется экономический рост. С тех пор прошло полтора года — дно оказалось многослойным.

Эту фразу повторяли и министры экономики, и президент, в том числе в своем послании, и премьер-министр. Мне казалось, что эта игра «в прохождение дна» уже закончилась в силу того, что неоднократно эти бравурные утверждения не оправдывали себя.

Я не вижу никаких оснований говорить, что в ближайшее время начнется рост экономики, если только не произойдет резкого улучшения внешнеэкономической конъюнктуры. Не знаю, хватит ли цены в $60 за баррель. Сейчас цена нефти Urals в районе $43–45 за баррель, и этого оказалось недостаточно для перехода к экономическому росту. Не думаю, что и $60 будет достаточно. Если только произойдет какой-то внезапный и бурный, а главное долговременный скачок цены на нефть — это, конечно, будет способствовать оживлению российской экономики.

У нас падают инвестиции, особенно частные. Не было еще прецедентов, чтобы страна выходила из кризиса при падающих инвестициях. Инвестиции — главный драйвер, который выводит из состояния экономической депрессии через технологическое обновление производства и модернизацию оборудования.

В связи с резким падением доходов населения и сжатием потребительского кредитования сокращается потребительский спрос — этот фактор тоже не действует. Возлагались надежды на экспорт, но он в последнее время тоже активно падал. Хотя сальдо платежного баланса остается положительным, но рассматривать экспорт как основной драйвер экономического роста нельзя.

Я не вижу ни одного серьезного фактора, который позволил бы в ближайшее время перейти к росту экономики. Если, конечно, мы не говорим о росте в 0,1–0,2%. Я скорее готов согласится с последним утверждением Алексея Улюкаева (министра экономического развития РФ. — RNS) о том, что российская экономика из стадии рецессии перешла в стадию стагнации. В переводе на русский язык это означает, что мы легли на дно и там барахтаемся.

Дефицит бюджета в ближайшее время будет нарастать. Совсем недавно, как нам сообщило федеральное казначейство Минфина, дефицит вырос на 674 млрд руб. Поскольку нет экономического роста, то не растет доходная база, а поскольку нет политической воли в отношении сокращения расходов, то дефицит нарастает.

Сейчас пошли разговоры о том, что в борьбе с дефицитом правительство повысит налоги. С моей точки зрения, в условиях кризиса это будет величайшей ошибкой — так поступают только умалишенные. Для этого нужны какие-то законодательные изменения или как минимум нормативные акты, если речь идет о неналоговых сборах. Пока мы будем просто наращивать дефицит бюджета и быстрее «проедать» Резервный фонд.

С Алексеем Леонидовичем (Кудриным. — RNS) я дискутировал много в свое время относительно тех масштабов, в которых Резервный фонд создавался. Мне казалось, что часть денег нужно было бы оставить в экономике и пустить их на налоговые льготы, стимулирующие структурную перестройку экономики. Но то, что Кудрин настоял на создании резервного фонда в принципе, — это, безусловно, его заслуга. Потому что, если бы сейчас этих денег не было, то это была бы бюджетная катастрофа.

Ставка Центробанка в нашей стране не играет той ключевой роли, которая отведена ей в экономике США или даже Европы. Скорее это такой индикативный показатель. Сейчас в российской финансовой системе денег более чем достаточно. Банки все реже обращаются к ЦБ по поводу финансовой поддержки. Имеет место кризис доверия, в частности между банками и их клиентами, и вообще низкий уровень доверия у всех хозяйствующих субъектов к экономической политике России. Бизнес не готов инвестировать в Россию. А ставка — не ключевой параметр.

Выбор государства между затратами на развитие и сохранением социальных функций я расцениваю как игру словами, ложную альтернативу. Нужна бюджетная реформа, начиная с перераспределения средств между федеральным центром и регионами: следует дать больше денег регионам, чтобы они могли решать и социальные, и инвестиционные задачи реально, а не превращаться в кассу взаимопомощи с постоянной раздачей бюджетных средств.

Надо по-другому расставить приоритеты бюджета — у нас сейчас приоритетом не является ни экономическое развитие, ни социальные функции. Приоритет сейчас — оборона, органы госбезопасности, само госуправление, а это серьезная ошибка. Если вы начинаете вкладывать в образование, здравоохранение, науку, культуру, то это, конечно, не скажется на экономическом развитии буквально завтра, но это гарантия экономического роста в будущем. И это нужно делать.

Если говорить о госинвестициях, то это иллюзия, что только за счет государственного спроса начнется экономический рост. Нужно создавать благоприятный инвестиционный климат, чтобы частные инвестиции шли в экономику. Только государственный интерес рост экономики не вызовет. Профицит ликвидности в банковской системе — 1,8 трлн рублей. А на остатке на счетах корпоративных клиентов — 20 трлн рублей. Только эти деньги не превращаются в спрос именно из-за отсутствия доверия и из-за плохого предпринимательского климата.

Оздоровить экономику может бюджетная реформа и все, что входит в понятие создания благоприятного предпринимательского климата. Это известные вещи: защищенность собственности, нормальное налоговое администрирование, простые и понятные налоги, а не ситуация, когда налоги и бухучет разорваны между собой.

Избранные посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
bottom of page